Проблемы с мячами в СССР

Листая старые подшивки газет, неоднократно натыкался на заметки о нехватке и плохом качестве мячей для настольного тенниса. Решил оформить отдельной записью в блоге.

1927

«Вечерняя Москва» 21 апреля 1927 г.
«Вечерняя Москва» №112 20 мая 1927 г.

1928 год

«Физкультура и Спорт» №2 1928 г.

1929 год

Рассказ «Странный покупатель» был опубликован в журнале «Чудак». В нём рассказывалось о плохих мячах. Красочная цитата из рассказа:

— Не надо мне заграничных мячей! Я возьму русские. Где платить?
— Как можно! — испуганно взмахнул руками заведующий: — русский лопнуть может, он, между нами говоря, камнем летит, а этот прыгает, как блоха. Детишкам радость, хе-хе.

1931

«Спартак» №66 30 ноября 1931 г.

1938 год

«Вечерняя Москва» 21 июня 1938 г.

1946 год

Даёшь миллион!

«Советский Спорт» №86 3 декабря 1946 г.

1948 год

«Советский спорт» №23
«Комсомольская правда» №82

1950 год

«Советский спорт» №14 2 февраля 1950 г.
«Советский спорт» №152 26 декабря 1950 г.

1952 год

«Советскй спорт» №12 26 января 1952 г.

1953 год

«Советская молодёжь» (Латвия) №254 29 декабря 1953 г.

1954 год

В Закарпатье, где за последнее время широкое распространение получил теннис, днем с огнем не найдешь теннисного мяча. Многочисленные любители настольного тенниса уже потеряли надежду приобрести в магазине целлулоидный мяч, сетку, ракетку. («Советский спорт» №96 12 августа 1954 г.)

И снова проблемы с мячами. Отрывок из статьи.

В настоящее время качественные мячи для настольного тенниса производит единственная в стране мастерская при Ленинградской фабрике спортивного инвентаря. Изготовлением мячей занято 5 рабочих. По плану мастерская должна выпустить 500 000 штук в год. (Заметим, что в основном эти мячи всесоюзной секцией настольного тенниса распределяются между центральными и республиканскими секциями обществ. В открытую продажу практическ поступает ничтожно малое количество мячей.)
Даже перевыполняя план, эта мастерская может удовлетворить спрос физкультурников никак не более, чем в размере 5-6 (!) процентов, ибо, по данным отдела тенниса Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту, сейчас потребность в мячах составляет солидную цифру — до 10.000.000 штук в год! Можно ли удивляться тому, что многие тысячи спортсменов-теннисистов не могут приобрести такой, казалось бы, простой вещи, как целлулоидный теннисный мяч.

Опальные детали
В некоторых городах, отстоящих друг от друга на внушительном расстоянии (Тбилиси, Пятигорск и др.), почему-то в одно и то же время наблюдались одинаковые явления. В магазинах, торгующих детскими игрушками, появились необычные покупатели.
— Какие-нибудь целлулоидовые шарики есть?
— Нет! — спокойно констатировала продавщица.
— А детские погремушки?
— Есть.
— Вы думаете, погремушки подойдут? — раздался голос сзади. — Тогда дайте и мне!
— И мне! И мне!
Продавщица еле успевала завертывать покупки. А когда все погремушки были проданы, она спросила у покупателей:
— Зачем их вам столько?
— Как — зачем? Шариков нет. А чем играть в настольный теннис?
Продавщица умолкла. В самом деле, если шарики из набора быстро выходят из строя, а запасных в продаже никогда не бывает, чем играть? На этот вопрос могли бы ответить руководители «Физкультспортснаба», но они в настольный теннисе, видимо, не играют. Им не до того. Они заняты: снабжают спортинвентарем. А это вам не игрушки!
«Советский спорт» №37 27 марта 1954 г.

«Где купить целлулоидный мяч?»
Капризен зимой климат приморской Одессы. Порой бывает — ни снега, ни морозов, но и в парк побегать или сыграть в волейбол на открытую площадку не выйдешь: сыро, грязно, идут дожди…
Физкультурники — люди настойчивые, В такое время года одни из них тренируются в спортивных залах, а другие изыскивают возможности для занятий такими видами спорта, которые не требуют ни просторного помещения, ни сложного оборудования, к примеру, настольным теннисом.
Именно так поступили спортсмены коллектива Одесской обувной фабрики № 2. Здесь подыскали нужное помещение, своими силами соорудили стол, купили инвентарь. Новичков тренировать взялся инструктор-общественник, перворазрядник Судаков.
Оживилась деятельность коллектива физкультуры. Многие, и не только молодые, рабочие, служащие фабрики начали выступать в состязаниях, померились силами команды цехов.
Но так продолжалось лишь до тех пор, пока не начал иссякать запас целлулоидных мячей.
Нельзя сказать, чтобы спортсмены-обувщики не предвидели этого и не принимали должных мер.
«Наши активисты, — пишут в редакцию физкультурники — рабочие Одесской обувной фабрики № 2 тт. Кучерявенко, Боганчук и другие, в поисках мячей обошли все магазины Одессы. Сослуживцам, которые выезжали в командировки в Москву, Киев, Харьков, мы давали строгий наказ — привезти нам целлулондные мячи. Однако все усилия оказались тщетными: и в столичных магазинах мячей для настольного тенниса нет. Неужели так сложно изучить спрос населения и наладить массовое производство целлулоидных мячей?».
Во многих письмах, поступающих в редакцию из различных городов страны — из Березняков и Саратова, Киева и Сталинграда, Ташкента и Советской Гавани, Молотова и Мурманска, задается один и тот же вопрос: «Где купить мячи для настольного тенниса?» Почти все авторы писем выражают удивление в связи с тем обстоятельством, что предметы из целлулоида самой замысловатой формы — от кукол до погремушек для младенцев — имеются в избытке в любом промтоварном магазине, а такой простой вещи, как мяч, днем с огнем не сыщешь. Какова же причина этому?
В настоящее время качественные мячи для настольного тенниса| «монопольно» производит единственная в стране мастерская при Ленинградской фабрике спортивного инвентаря. Изготовлением мячей здесь занято 5 рабочих. По плану мастерская должна выпустить 500.000 штук в год. (Заметим, что в основном эти мячи всесоюзной секцией настольного тенниса распределяются между центральными и республиканскими секциями обществ. В открытую продажу практически поступает ничтожно малое количество мячей).
Даже перевыполняя план, это может удовлетворить спрос физкультурников никак не более, чем в размере 5-6 (!) процентов, ибо, по данным отдела тенниса Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту, сейчас потребность в мячах составляет солидную цифру — до 10.000.000 штук в год! Можно ли удивляться тому, что многие тысячи спортсменов-теннисистов не могут приобрести такой, казалось бы, простой вещи, как целлулоидный теннисный мяч.
Нашлись люди, старанием которых из маленького шарика выросла большая проблема. Дело в том, что Министерство химической промышленности СССР, несмотря на неоднократные обращения Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту с просьбой наладить производство мячей на предприятиях химической промышленности или же в крайнем случае увеличить отпуск сырья, отказывается сделать и то и другое. Сырье министерство отпускает в крайне ограниченном количестве, организовать производство мячей на своих предприятиях не хочет, мотивируя это… «отсутствием мощностей»!
Нам думается, однако, что дело здесь отнюдь не в мощностях производства, а в нежелании работников министерства прислушаться к голосу тысяч и тысяч физкультурников и удовлетворить их насущные потребности. Любители настольного тенниса ждут от Министерства химической промышленности СССР конкретного ответа на вопрос: «Когда появятся в продаже целлулоидные мячи?».
«Советский спорт» №153 23 декабря 1954 г.

1956

Наши спортсмены вправе предъявить серьезные требования Министерству химической промышленности (министр тов. Тихомиров). По вине этого министерства сотки тысяч любителей настольного тенниса получают мизерное количество целлулоидных мячей, да и то сделанных крайне небрежно. («Советский спорт» №8 19 января 1956 г.)

Для игры в настольный теннис в продаже сейчас появились розовые мячи, которые по существу являются браком. Во-первых, их вес больше нормального (свыше 2,4 грамма), что сказывается на отскоке (отскок меньше 20 см). К тому же розовый (вместо белого) цвет мячей отрицательно влияет на игру при искусственном свете. Многие мячи имеют и другие недостатки.
Позволительно спросить, имеется ли ГОСТ на мячи и придерживаются ли этого ГОСТа предприятия, изготовляющие инвентарь для настольного тенниса.
«Советский спорт» №45 14 апреля 1956 г.

Впрочем, проблема была не только с мячами, но и со столами.

«Вечерняя Москва» №137 11 июня 1956 г.
У станка для изготовления мячей для настольного тенниса на Тартуском заводе

1957

«Советский спорт» публикует статью «Дачник», где говорится, что в пионерлагере типографии «Гознак» юные спортсмены предоставлены самим себе. Отрывок из статьи:

— А о чем тут говорить, лучше вот взгляните на этот мяч…
Мы берем из рук ребят резиновый мячик.
— Этим мячом вы играете в настольный теннис?
— А что же поделаешь, если лагере нет целлулоидных?
— Но, может быть, они были разбились?
— Ничего подобного. Физрук позабыл их приобрести.
«Советский спорт» №91 16 июля 1957 г.

1958

Новые комплекты по старым образцам
Артель «Галкультпромсоюз» Ленинского района Московской области недавно приступила и выпуску комплектов инвентаря для настольного тенниса, И вот перед нами этот комплект. Ракетки оклеены песчаной бумагой, или, как ее называют в обиходе, «шкуркой». Такими ракетками пользовались десятки лет назад. Они уже давно вышли из употребления. Вместо темной сетки в комплекте лежит белая сетка. Кстати, белые сетки давно уже запрещены Международной федерацией. Мячи на первый взгляд неплохие. Но после первого же удара почему-то трескаются.
C таким инвентарем мы не можем даже и думать о повышении спортивного мастерства.
B. БОГУШАС, член президиума Литовской республиканской секции настольного тенниса.
«Советский спорт» №48 26 февраля 1958 г.

Предприятия Москвы и области, например, в нынешнем году выпустят более полумиллиона волейбольных и футбольных кожаных покрышек, 3 миллиона мячей для настольного тенниса… («Советский спорт» №84 9 апреля 1958 г.)

На Тартуской гребеночной фабрике стали изготовлять высококачественные мячи для настольного тенниса, а на Таллинской мебельной фабрике — столы и ракетки. («Советский спорт» № 139 14 июня 1958 г.)

1959

Кстати, в прошлом году Роскультторг закупил за рубежом 14 млн. мячей для настольного тенниса, хотя у нас давно налажено свое производство. («Советский спорт» №105 6 мая 1959 г., в сокр.)

ОТВЕТ- «НЕ ИМЕЕТСЯ…»
КИЕВ. (Наш корр.). Крещатик. Магазин спорттоваров № 193. В обе двери непрерывным потоком входят покупатели. Но, увы — только за один утренний час из двух тысяч человек к кассе подошла, чтобы выбить чек на нужный товар, лишь немногим более 300.
Очень часто покупатели спрашивают мячики для настольного тенниса, но ответ продавца стереотипен: «Не имеется…». («Советский спорт» №277 25 ноября 1959 г., в сокр.)

1962

Всем ясно, что бурное развитие физической культуры и спорта за последние годы далеко опередило темпы производства спортивного инвентаря и оборудования. Отсюда и трудности, Но нам представляется, что в Донецкой области в этом отношении особенно неблагополучно. Дело доходит до того, что коллективы физкультуры снаряжают целые экспедиции на поиски спортивного инвентаря. Нередки случаи, когда за мячами для настольного тенниса люди командируются в Ригу, Ленинград, Каунас, Тбилиси, а за футбольной формойв Ростон, Харьков, Таганрог, Львов. Нетрудно представить, во сколько обходятся такие дальние вояжи. («Советский спорт» №156 4 июля 1962 г., в сокр.)

1963

Проблемы были не только с мячами, но и со столами.

Приходилось ли вам когда-нибудь играть в настольный теннис на столах, изготовленных Теллермановским мебельным комбинатом, что находится в ведении Воронежского совнархоза? Если нет, то настоятельно советуем попробовать.
Дело не в том, что габариты столов не соответствуют нормам. В ходе игры такой мелочи может не заметить даже опытный мастер. И дело не в том, что поверхность столов выкрашена не обычный темно-зеленый цвет, а в грязно-коричневый.
Вся соль в том, что неутомимые теллермановские рационализаторы делают столы с таким расчетом, чтобы на них было как можно больше трещин, шероховатостей, вмятин и выпуклостей. Сделать это им практически несложно, зато какие богатые и неисчерпаемые возможности открывает все это перед любителями настольного тенниса!
Мячик от стола отскакивает в самых неожиданных направлениях, а иногда вообще не желает подпрыгивать. Это требует от спортсменов исключительно обостренной реакции, постоянной волевой собранности и даже развивает чувство юмора, что превращает игру в увлекательное развлечение.
Кроме того, тем, кто регулярно тренируется на таких столах, будут уже не страшны ни «топспины», ни прочие коварные удары из современного арсенала сильнейших мастеров ракетки.
Столы Теллермановского комбината можно приобрести в московском магазине «Спартак».
Свои столы Воронежский совнархоз рассылает в разные города страны, беря за каждую штуку по 65 рублей. Как тут не вспомнить народную мудрость о том, что «за морем телушка полушка…» Популяризаторы необычного инвентаря, видимо, тешат себя тем, что Воронеж не за морем. Но ведь в то же время 65 рублей — это отнюдь не полушка.
«Советский спорт» №33 8 февраля 1963 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *