Даже котам нужно знать правила игры.
Ссылка на международные правила в PDF-версии.
ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 1083, с изменениями, внесёнными приказами Министерства спорта Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2, от 27 декабря 2021 г. № 1064
1. ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ, УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ
2. ПРАВИЛА ИГРЫ
3. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие правила (далее – Правила) разработаны с учетом Правил вида спорта настольный теннис, утвержденных Международной Федерацией настольного тенниса International Table Tennis Federation (далее – ITTF). Все официальные соревнования по виду спорта настольный теннис на территории Российской Федерации должны проводиться по данным Правилам.
Официальные лица (руководители команд, тренеры, спортсмены и судьи), принимающие участие в соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться настоящими Правилами.
Соревнования по настольному теннису проводятся в спортивных дисциплинах в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта:
- одиночный разряд;
- парный разряд;
- смешанный парный разряд;
- командные соревнования;
1. ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ, УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ
1.1. Характер соревнований
1.2. Возраст участников
1.3. Участники и допуск к соревнованиям
1.4. Права и обязанности участника
1.5. Представитель (тренер), капитан команды и советчик
1.6. Права и обязанности представителя (тренера), капитана команды и советчика
1.1. Характер соревнований
1.1.1. Соревнования по настольному теннису подразделяют на:
− личные, в которых результаты личных встреч засчитывают каждому участнику отдельно;
− командные, в которых результаты личных встреч участников команды засчитывают команде в целом;
−лично-командные, т.е. такие личные соревнования, в которых результаты засчитывают одновременно каждому участнику отдельно и команде в целом.
1.1.2. Каждый вид соревнований может состоять из личных встреч:
− одиночные: мужские, женские;
− парные: мужские, женские, смешанные, где смешанная пара состоит из 2 спортсменов мужского и женского пола.
1.1.3. Системы и этапы проведения соревнований.
Основными системами проведения соревнований являются:
- круговая система;
- система с выбыванием после одного поражения;
- система с выбыванием после двух поражений;
- прогрессивная система с выбыванием и определением всех мест,
- система с выбыванием после двух поражений и определением всех мест.
Соревнования, проводимые по смешанной системе в два или более этапов,
включают:
- квалификационные соревнования - игры в группах по круговой системе или по системе с выбыванием;
- финальные соревнования;
- утешительные соревнования (для участников, не вошедших в финальные соревнования).
1.1.4. Виды, системы и этапы проводимых соревнований определяются Положением о соревнованиях.
1.2. Возраст участников
1.2.1. Соревнования проводят по следующим возрастным группам:
мальчики, девочки – до 12 лет (не старше 11 лет);
мальчики, девочки – до 13 лет (не старше 12 лет);
мальчики, девочки – до 14 лет (не старше 13 лет);
юноши, девушки – до 16 лет (не старше 15 лет);
юноши, девушки – до 18 лет (не старше 17 лет);
юниоры, юниорки – до 20 лет (не старше 19 лет);
юниоры, юниорки – до 22 лет (не старше 21 года);
мужчины, женщины – 22 года и старше.
1.2.2. Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований в соответствии с положением о спортивных соревнованиях.
1.3. Участники и допуск к соревнованиям
1.3.1. К участию в соревнованиях допускаются спортсмены, включенные в именную заявку, спортивная квалификация которых соответствует уровню соревнований, и получившие разрешение врача.
1.3.2. Разрешение врача отмечают в представляемом соответствующей организацией именном списке с подписью и печатью врача против фамилии каждого участника.
1.3.3. Спортсмены младших возрастных категорий допускаются к соревнованиям старших возрастных категорий с разрешения тренерского совета соответствующего уровня, исходя из спортивной квалификации спортсмена, на основании Всероссийского рейтинга.
1.3.4. Соревнования с участием спортсменов младших возрастных категорий, допущенных к соревнованиям старших возрастных категорий, проводятся по нормам соревнований последних (количество встреч в день, партий во встрече и т.д.)
1.4. Права и обязанности участника
1.4.1. Участник соревнований имеет право:
1.4.1.1. выбрать один мяч из нескольких, предложенных ведущим судьей для проведения встречи (тип и марка мяча определяются Положением о соревнованиях);
1.4.1.2. перед началом встречи проводить разминку непосредственно на игровом столе продолжительностью до 2 минут;
1.4.1.3. получать советы в перерывах между партиями или во время других разрешенных остановок игры согласно п. 3.5.1;
1.4.1.4. обратиться к ведущему судье до начала следующего розыгрыша за разъяснениями или с просьбой;
1.4.1.5 обратиться к главному судье, в личных соревнованиях – непосредственно, в командных – через представителя или капитана команды, если участник не удовлетворён разъяснением ведущего судьи;
1.4.1.6. на кратковременный перерыв с разрешения ведущего судьи для приведения в порядок своей игровой формы;
1.4.1.7. на кратковременный перерыв для обтирания полотенцем после каждых шести разыгранных очков с начала каждой партии и при смене сторон в решающей партии встречи;
1.4.1.8. брать перерыв после каждой партии встречи (если встреча еще не завершена), продолжительностью до 1 минуты; взять один перерыв за встречу («тайм-аут»), продолжительностью до 1 минуты, между розыгрышами в любой партии встречи и при любом счёте;
1.4.1.9. взять перерыв длительностью до 5 минут для отдыха между встречами, которые проводятся подряд;
1.4.1.10. сделать несколько тренировочных ударов после замены повреждённых в ходе встречи мяча или ракетки;
1.4.1.11. покидать в случае необходимости игровую площадку, пока мяч в игре, а также для возвращения мяча в игровую зону после розыгрыша (под наблюдением судьи);
1.4.1.12. присутствовать при проверке своей ракетки на соответствие правилам, в том числе, на наличие запрещенных растворителей в используемом клее и для измерения её параметров.
1.4.2. Участник соревнований обязан:
1.4.2.1. соблюдать нормы спортивной этики, быть вежливым по отношению к соперникам, судьям и зрителям;
1.4.2.2. знать и соблюдать Правила, Положение о соревнованиях, а также расписание встреч;
1.4.2.3. быть готовым к встрече заранее до начала игр по расписанию (в случае неявки участника к началу встречи ему засчитывают поражение);
1.4.2.4. провести все предусмотренные расписанием встречи (участник, отказавшийся от продолжения соревнований без уважительной причины, может быть дисквалифицирован главным судьёй);
1.4.2.5. выступать в опрятной, чистой и хорошо пригнанной спортивной одежде, соответствующей требованиям п. 2.17, с фамилией, отпечатанной буквами русского алфавита на наспинной части рубашки цветом, контрастным с цветом самой рубашки, и высотой букв не менее 4 см (возможно на тканевом флоке с разрешения главного судьи) или/и с наспинным номером, который выдается организаторами соревнований;
1.4.2.6. иметь единую форму в командных соревнованиях (исключения возможны в отношении носков, обуви и рекламы, предусмотренной личным контрактом) с эмблемой организации, за которую выступает спортсмен;
1.4.2.7. вести игру в полную силу, не допуская умышленного проигрыша отдельных очков, партий или встреч (за нежелание вести борьбу участник может быть дисквалифицирован главным судьей на одну встречу, на отдельный вид программы или на все соревнования);
1.4.2.8. находиться на игровой площадке в течение всей встречи, за исключением оговоренного в п. 1.4.1.11, а в соответствии с п. 1.4.1.8 – в пределах трех метров от игровой площадки;
1.4.2.9. получить разрешение главного судьи при необходимости покинуть игровую площадку;
1.4.2.9.1. независимо от причины, по которой игрок получил разрешение покинуть игровую площадку, его отсутствие допустимо не более 10 минут, после чего отсутствующему игроку засчитывают поражение (при этом в незавершенной партии его противнику добавляется столько очков, сколько необходимо для выигрыша данной партии, следующие несыгранные партии этой встречи засчитываются также в пользу соперника со счётом 11:0);
1.4.2.10. поблагодарить рукопожатием по окончанию встречи соперника и судей, проводивших встречу (за исключением соревнований, проводимых в период пандемии распространения коронавирусной инфекции);
1.4.2.11. быть в составе команды на построении перед началом командного матча и после его окончания, если такое проводится.
1.4.2.12. в личных соревнованиях – заранее представить судье советчика, назвав его имя и фамилию.
1.4.3. Участнику запрещено:
1.4.3.1. вступать в пререкания с судьями и соперниками;
1.4.3.2. затягивать преднамеренно игру:
− длительным или несвоевременным вытиранием полотенцем;
− умышленным повреждением мяча;
− умышленным выбиванием мяча за пределы игровой площадки;
− длительным постукиванием мячом перед подачей по столу, по полу, на ракетке;
− вытиранием рук о стол или ограждение;
− использованием несоразмерно длинных пауз между розыгрышами или перерывов (более 1 минуты) между партиями;
− другим способом.
1.4.3.3. оказывать (любым способом) влияние на принятие ведущим судьёй решения по результату розыгрыша;
1.4.3.4. повреждать или преднамеренно наносить удары (чем угодно) по оборудованию (столу, сетке, ограждению), а также любому спортивному или личному имуществу;
1.4.3.5. действовать неуважительно (выражениями или жестами, комментариями к игре, бросанием ракетки и т. п.) по отношению к зрителям, соперникам или официальным лицам;
1.4.3.6. намеренно мешать (любыми своими действиями) проведению других встреч.
1.5. Представитель (тренер), капитан команды и советчик
1.5.1. Каждая организация, участвующая в соревнованиях, должна иметь своего представителя (тренера), который является руководителем команды, несёт ответственность за дисциплину участников, и обеспечивает их явку на соревнования.
1.5.2. Представитель, тренер, капитан участвующей в соревнованиях команды, а также советчик игрока в личных соревнованиях не могут входить в состав судейской коллегии данных соревнований. Состав судейской коллегии указан в п. 4.6.1
1.5.3. Функции представителя (тренера) команды может выполнять капитан команды, выбранный из числа участников команды.
1.5.4. Для использования своих прав, включая подачу протестов, представитель (тренер) или капитан команды должен присутствовать в игровом зале в течение всего командного матча.
1.5.5. Каждый игрок (пара), играющий встречу в личных соревнованиях, может иметь советчика на данную личную встречу.
1.6. Права и обязанности представителя (тренера), капитана команды и советчика
1.6.1. Представитель (тренер) и капитан команды имеют право:
1.6.1.1. присутствовать на жеребьёвках;
1.6.1.2. присутствовать на совещаниях главной судейской коллегии, если они проводятся совместно с представителями (капитанами) команд;
1.6.1.3. получать в секретариате предназначенную для команды документацию;
1.6.1.4. давать советы участникам командных соревнований, находясь в отведённом советчику месте, в перерыве между партиями или во время других разрешённых остановок игры (в личных соревнованиях советы может давать только один, заранее представленный ведущему судье, советчик);
1.6.1.5. подать протест в командных соревнованиях:
− главному судье на решение ведущего судьи или судьи-ассистента по вопросу толкования ими Правил;
− в оргкомитет соревнований на решение главного судьи по вопросу проведения соревнования, не предусмотренному действующими Правилами.
1.6.1.6. присутствовать при проверке ракетки, взятой на контроль у участника команды, на наличие запрещенных растворителей в используемом клее и измерения её параметров.
1.6.2. Представитель (тренер), капитан команды и советчик обязаны:
1.6.2.1. соблюдать нормы спортивной этики, быть вежливым по отношению к спортсменам, судьям и зрителям;
1.6.2.2. знать Правила, а также Положение о соревнованиях и порядок их проведения.
1.6.3. Представителю (тренеру), капитану команды и советчику запрещено:
1.6.3.1. вмешиваться в распоряжения судей и других официальных лиц соревнований;
1.6.3.2. давать советы участникам во время розыгрыша.
1.6.3.3. подавать протест в личных соревнованиях (п.3.3.5).
2. ПРАВИЛА ИГРЫ
2.1. Стол
2.1.1. Верхняя поверхность стола, называемая «игровой поверхностью», длиной 2,74 м и шириной 1,525 м, должна быть прямоугольной и лежать в горизонтальной плоскости на высоте 76 см от пола.
2.1.2. Игровая поверхность не включает в себя боковые стороны стола.
2.1.3. Игровая поверхность может быть из любого материала и должна обеспечивать единообразный отскок около 23 см при падении на неё стандартного мяча с высоты 30 см.
2.1.4. Игровая поверхность должна быть матовой, однородной тёмной окраски с белой «боковой линией» шириной 2 см вдоль каждой кромки по стороне 2,74 м и белой «концевой линией» шириной 2 см вдоль каждой кромки 1,525 м.
2.1.5. Игровая поверхность должна быть разделена на 2 половины вертикальной сеткой, расположенной параллельно концевым линиям. Поверхность каждой половины должна быть сплошной на всем протяжении.
2.1.6. Для парных встреч каждая половина должна быть разделена на две равные «полуплощадки» белой «средней линией» шириной 3 мм, проходящей параллельно боковым линиям; среднюю линию следует считать частью каждой правой полуплощадки.
2.2. Комплект сетки
2.2.1. Комплект сетки состоит из собственно сетки, подвесного шнура и опорных стоек, включая те части опорных стоек, которые служат для крепления стоек к поверхности стола.
2.2.2. Сетку подвешивают на шнур, привязанный с каждого конца к вертикальной части стоек высотой 15,25 см; длина выступающих частей стоек не должна превышать 15,25 см в сторону от боковых линий.
2.2.3. Верхний край сетки по всей своей длине должен находиться на высоте 15,25 см над игровой поверхностью.
2.2.4. Нижний край сетки по всей своей длине должен находиться максимально близко к игровой поверхности и боковые стороны сетки должны быть по всей их протяжённости от верхнего края до нижнего прикреплены к опорным стойкам.
2.3. Мяч
2.3.1. Мяч должен быть сферическим, диаметром 40 мм.
2.3.2. Масса мяча должна быть 2,7 г.
2.3.3. Мяч должен быть изготовлен из целлулоида или подобной пластмассы, белого или оранжевого цвета, матовым.
2.4. Ракетка
2.4.1. Ракетка может быть любого размера, формы и массы, но её лопасть должна быть плоской и жесткой.
2.4.2. По крайней мере 85% лопасти по толщине должно быть из натурального дерева. Клеевой слой внутри лопасти может быть армирован волокнистым материалом, таким, как углеродистая фибра, фибергласс или прессованная бумага; этот армирующий слой не должен превышать по толщине меньшую из величин: 0,35 мм или 7,5% общей толщины лопасти.
2.4.3. Сторона лопасти, используемая для удара по мячу, должна быть покрыта накладкой (обычной пупырчатой резиной с пупырышками наружу, общей толщиной вместе с клеевым слоем до 2,0 мм включительно, либо резиной типа «сэндвич» с пупырышками внутрь или наружу общей толщиной вместе с клеем до 4,0 мм включительно).
2.4.3.1. «Обычная пупырчатая резина» – это однослойная не пористая резина, натуральная или синтетическая, с пупырышками, равномерно распределёнными по её поверхности с плотностью не менее 10 и не более 30 штук на 1 см2.
2.4.3.2. Резина типа «сэндвич» – один слой пористой резины, покрытой снаружи одним слоем обычной пупырчатой резины; толщина пупырчатой резины – до 2 мм включительно.
2.4.4. Покрывающий материал должен полностью закрывать лопасть, не выступая за её края, кроме части лопасти, примыкающей к ручке и охватываемой пальцами. Эта часть лопасти может оставаться непокрытой или покрытой любым материалом.
2.4.5. Лопасть, любой слой внутри лопасти и любой слой покрывающего или склеивающего материала на стороне, используемой для ударов по мячу, должны быть сплошными и одинаковой толщины. Разрешается добавлять какой-либо материал для придания формы ручке, используемой для удержания ракетки.
2.4.6. Поверхность покрывающего сторону лопасти материала или сторона лопасти, оставленная непокрытой, должна быть матовой и чёрной с одной стороны и матовой и яркого цвета, четко отличимого от черного и от цвета мяча, с другой стороны.
2.4.7. Покрывающий материал должен использоваться без применения физической, химической или иной обработки.
2.4.7.1. Допускаются небольшие отклонения от однородности поверхности и равномерности окраски, а также разрешаются вспомогательные или защитные приспособления при условии, что они не изменяют существенно характеристики поверхности.
2.4.8. В начале встречи или при смене ракетки в течение встречи игрок должен показать ракетку, которую собирается использовать, своему сопернику и ведущему судье и позволить им осмотреть её.
2.5. Определения
2.5.1. «Розыгрыш» – период времени, когда мяч находится в игре.
2.5.2. Мяч находится «в игре» с последнего момента, когда он неподвижно лежит на ладони кисти свободной руки перед намеренным подбрасыванием его при подаче, до тех пор, пока не будет решено, что розыгрыш является очком или переигровкой.
2.5.3. «Переигровка» – розыгрыш, результат которого не засчитан.
2.5.4. «Очко» – розыгрыш, результат которого засчитан.
2.5.5. «Рука с ракеткой» – кисть руки, держащая ракетку.
2.5.6. «Кисть свободной руки» – кисть руки, не держащая ракетку; «свободная рука» - рука (от плеча игрока до кончиков пальцев), не держащая ракетку.
2.5.7. Игрок «ударяет» мяч, если он касается мяча в игре своей ракеткой, держа её в руке, или своей рукой с ракеткой ниже запястья.
2.5.8. Игрок «мешает» мячу, если он или что-либо из того, что надето на игроке или что игрок имеет при себе, касается мяча в игре, летящего над или в направлении игровой поверхности, не задев половины стола этого игрока после того, как соперник последним ударил по мячу.
2.5.9. «Подающий» – игрок, который должен первым ударить по мячу в розыгрыше.
2.5.10. «Принимающий» – игрок, который должен вторым ударить по мячу в розыгрыше.
2.5.11. «Ведущий судья» – лицо, назначенное контролировать встречу.
2.5.12. «Судья-ассистент» – лицо, назначенное содействовать ведущему судье в принятии определённых решений.
2.5.13. Понятие «надето на игроке или что игрок имеет при себе» включает в себя всё, что было надето на игроке, или что игрок имел при себе (например, держал в руках) в начале розыгрыша, за исключением мяча.
2.5.14. «Концевую линию» следует рассматривать продолжающейся бесконечно долго в обоих направлениях.
2.6. Подача
2.6.1. В начале подачи мяч должен свободно лежать на разжатой ладони неподвижной кисти свободной руки.
2.6.2. Подающий должен подбросить мяч почти вертикально вверх, не придавая ему вращения, так, чтобы мяч поднялся вверх не менее чем на 16 см с момента отрыва от ладони кисти свободной руки, и затем опустился вниз, ничего не коснувшись до того, как по нему ударят.
2.6.3. Когда мяч падает, подающий должен ударить по нему так, чтобы мяч коснулся сначала его половины стола, а затем коснулся прежде всего половины стола принимающего, а в парных играх – чтобы мяч коснулся последовательно правой «полуплощадки» подающего, а затем правой «полуплощадки» принимающего.
2.6.4. С момента начала подачи до момента удара по мячу мяч должен находиться позади концевой линии половины стола подающего и выше уровня игровой поверхности и при этом не должен быть скрыт от принимающего игрока подающим или его партнёром по паре, или чем угодно, что «надето на них».
2.6.5. Как только мяч подброшен, свободная рука подающего должна быть убрана из пространства между мячом и сеткой.
Пространство между мячом и сеткой ограничивается мячом, сеткой и её воображаемым бесконечным вертикальным продолжением.
2.6.6. Игрок обязан подавать так, чтобы ведущий судья или судья-ассистент могли убедиться, что он выполняет все требования, предъявляемые Правилами к подаче, и любой из них имеет право решить, что подача неправильная.
2.6.6.1. В случае, если в первый раз во время встречи ведущий судья или судья-ассистент не уверен в правильности подачи, любой из них может остановить розыгрыш и предупредить подающего. Любая следующая в этой встрече подача того же игрока или его партнёра по паре считается неправильной, если она не является очевидно правильной.
2.6.7. В порядке исключения ведущий судья может смягчить требования к правильной подаче, если он убежден, что выполнению этих требований препятствует физический недостаток подающего.
2.7. Возврат
2.7.1. Поданный или возвращённый мяч следует ударить так, чтобы он коснулся половины стола соперника, прежде всего или после касания комплекта сетки.
2.8. Порядок игры
2.8.1. В одиночных встречах сначала подающий должен выполнить подачу, затем принимающий должен выполнить возврат, после чего подающий и принимающий поочередно выполняют возврат.
2.8.2. В парной встрече подающий должен выполнить подачу, затем принимающий должен выполнить возврат, затем партнёр подающего должен выполнить возврат и, наконец, партнер принимающего должен выполнить возврат. Затем в этой последовательности каждый игрок по очереди должен выполнять возврат.
2.9. Переигровка
2.9.1. Розыгрыш переигрывается, если:
2.9.1.1. при подаче мяч коснётся комплекта сетки при условии, что во всех других отношениях подача выполнена правильно или принимающий (или его партнер) «помешает мячу»;
2.9.1.2. подача выполнена, когда принимающий (пара) не готов к приёму мяча, при условии, что никто из принимающих не пытался ударить по мячу;
2.9.1.3. ошибка при выполнении правильной подачи, правильного возврата или какого-либо другого требования правил игры произошла вследствие помехи, неподконтрольной игроку;
2.9.1.4. игра прервана ведущим судьёй или судьёй-ассистентом;
2.9.2. Игра может быть остановлена:
2.9.2.1. для исправления ошибки в очерёдности подачи, приёма или смены сторон;
2.9.2.2. для введения правила активизации игры;
2.9.2.3. для предупреждения или наказания игрока или советчика;
2.9.2.4. при изменении игровых условий настолько, что это может повлиять на исход розыгрыша.
2.10. Очко
2.10.1. Если розыгрыш не переигрывается, игроку присуждается очко, если:
2.10.1.1. соперник не выполнил правильную подачу;
2.10.1.2. соперник не выполнил правильный возврат;
2.10.1.3. после его подачи или возврата мяч коснётся чего-либо, кроме комплекта сетки до того, как по нему ударит соперник;
2.10.1.4. после того как соперник игрока ударил по мячу, мяч пролетит над половиной стола игрока или за его концевую линию, не коснувшись этой половины стола;
2.10.1.5. после того как соперник игрока ударил по мячу, мяч пролетит сквозь сетку или между сеткой и опорной стойкой или между сеткой и игровой поверхностью
2.10.1.6. соперник мешает мячу;
2.10.1.7. соперник умышленно ударяет по мячу более чем один раз подряд;
2.10.1.8. соперник ударяет по мячу стороной лопасти ракетки, поверхность которой не соответствует требованиям п.п. 2.4.3 - 2.4.5;
2.10.1.9. соперник или то, что на нём надето или что он имеет при себе, сдвинет игровую поверхность, пока мяч в игре;
2.10.1.10. соперник или то, что на нём надето или что он имеет при себе, коснется комплекта сетки, пока мяч в игре;
2.10.1.11. соперник коснётся игровой поверхности кистью свободной руки;
2.10.1.12. в парной встрече кто-либо из его соперников ударяет по мячу не в порядке, установленном первым подающим и первым принимающим;
2.10.1.13. как обусловлено правилом активизации игры (п. 2.15.4);
2.11. Партия
2.11.1. Партию выигрывает игрок (пара), первым набравший 11 очков, если только оба игрока (пары) не набрали по 10 очков; в этом случае партия будет выиграна игроком (парой), который первым наберёт на 2 очка больше соперника (пары).
2.11.2. Допускается, если это прямо указано в положении о соревнованиях, проводить соревнования, считая победителем партии игрока (пару) выигравшего следующий розыгрыш при счете 10:10.
2.11.3. Допускается, если это прямо указано в положении о соревнованиях, проводить соревнования, считая победителем встречи игрока (пару) набравшего первым 7 очков в решающей партии при равном счете в партиях.
2.12. Встреча
2.12.1. Встречу следует проводить на большинство из любого нечётного числа партий.
2.13. Выбор подачи, приема и стороны
2.13.1. Право выбрать начальный порядок подачи, приёма и сторону стола определяется жребием. Выигравший жребий может выбрать подавать или принимать первым или же начать встречу на выбранной им стороне стола.
2.13.2. Когда один игрок (пара) выбрал право первым подавать или принимать или же право начать игру на определённой стороне, его соперник (пара) имеет право сделать оставшийся выбор.
2.13.3. После каждых двух засчитанных очков принимающий игрок (пара) должен стать подающим и так до конца партии или до тех пор, пока каждый из соперников не наберёт по 10 очков или не будет введено правило активизации игры, когда чередование смены подающего и принимающего остаётся таким же, но только после каждого очка.
2.13.4. В каждой партии парной встречи пара, имеющая право подавать первой, должна решить, кто из игроков этой пары будет выполнять подачу первым, а принимающая пара в первой партии должна решить, кто будет принимать первым; в следующих партиях этой встречи, как только будет определён первый подающий, первым принимающим должен стать подававший на него в предыдущей партии.
2.13.5. В парных встречах при каждой смене подачи предыдущий принимающий должен стать подающим, а партнер предыдущего подающего – принимающим.
2.13.6. Игрок, подающий первым в партии, должен принимать первым в следующей партии этой одиночной встречи. Пара, подающая первой в партии, должна принимать первой в следующей партии этой встречи, а в последней возможной партии, как только одна из пар наберёт 5 очков, пара, которой надлежит принимать, должна сменить своего принимающего.
2.13.7. Игрок (пара), начинающий партию на одной стороне, следующую партию этой встречи должен начать на противоположной стороне, а в последней возможной партии этой встречи игроки (пары) должны поменяться сторонами, как только один из них наберёт 5 очков.
2.13.8. Допускается, если это прямо указано в положении о соревнованиях, поменяться сторонами в последней решающей партии, как только один из игроков (пар) наберет 3 очка, если соревнования проводятся согласно п. 2.11.3;
2.14. Нарушение порядка подачи, приёма или смены сторон
2.14.1. Если игрок подаёт или принимает вне своей очереди, игра должна быть остановлена ведущим судьей, как только ошибка обнаружена, а затем возобновлена с подачи и приема тех игроков, которым следовало подавать и принимать при текущем счете в соответствии с очерёдностью, установленной в начале встречи; в парных встречах – в порядке очередности подач, определённых парой, получившей право первой подавать в партии, в течение которой обнаружена ошибка.
2.14.2. Если игроки не поменялись сторонами, когда им следовало это сделать, игра должна быть прервана судьей, как только ошибка обнаружена, а затем возобновлена при правильном расположении игроков, в соответствии с последовательностью, установленной в начале встречи, со счёта, который был зафиксирован на момент обнаружения ошибки.
2.14.3. При любых обстоятельствах очки, набранные до обнаружения ошибки, должны быть засчитаны.
2.15. Правило активизации (ускорения) игры
2.15.1. Правило активизации игры вводится в действие, если партия не заканчивается в течение 10 минут, за исключением описанного в п. 2.15.2; это правило может быть введено в любое время по обоюдному согласию обоих игроков (пар).
2.15.2. Правило активизации игры не вводится в действие, если в партии разыграно 18 или более очков.
2.15.3. Если лимит времени был исчерпан, когда мяч находился в игре, и вводится правило активизации игры, игра должна быть остановлена ведущим судьёй и продолжена подачей игрока, который подавал в прерванном розыгрыше. Если мяч не находился в игре, когда было введено правило активизации игры, игру продолжают подачей игрока, который принимал в предыдущем розыгрыше.
2.15.4. Впоследствии каждый игрок должен подавать поочерёдно до конца партии, и, если принимающий (пара) выполнит 13 правильных возвратов во время розыгрыша, принимающий (пара) выигрывает очко.
2.15.5. Введенное правило активизации игры не меняет порядок подачи и приёма во встрече, изложенный в п. 2.13.6.
2.15.6. Однажды введённое правило активизации игры действует до окончания данной встречи.
2.15.7. Допускается, если это прямо указано в положении о соревнованиях, вводить в действие правило активизации игры, при проведении соревнований согласно п.2.11.3, если решающая партия не заканчивается в течение 7 минут и в партии разыграно менее 10 очков;
2.16. Оборудование
2.16.1. Одобренное и лицензированное оборудование.
2.16.1.1. Одобрение и лицензирование использования игрового оборудования должно проводиться от имени Совета директоров ITTF Комитетом по оборудованию ITTF; выданный сертификат может быть задержан Исполнительным комитетом ITTF в любое время и затем отозван Советом директоров.
2.16.1.2. В Положении о соревнованиях должны быть перечислены тип, марка и цвет столов, комплектов сетки и мячей, которые предполагается использовать в данном соревновании; выбор игрового оборудования (из числа марок и типов, одобренных ITTF на текущий период) возлагается на проводящую организацию.
2.16.1.3. Покрывающий материал на стороне лопасти ракетки, используемой для ударов по мячу, должен быть того типа и марки, которые на текущий период одобрены ITTF, и прикрепляться к лопасти ракетки таким образом, чтобы торговая марка и знак (логотип) ITTF, а также номер ITTF (если таковой предусмотрен) были явно видимы рядом с ручкой ракетки. Списки всех одобренных и лицензированных марок оборудования и материалов постоянно обновляются штаб-квартирой ITTF и доступны для ознакомления на интернет-сайте ITTF (www.ittf.com).
2.17. Игровая одежда
2.17.1. Игровая одежда должна состоять из рубашки с короткими рукавами или без рукавов и шорт или юбки, либо цельного спортивного комбинезона, носков и игровой обуви; другие предметы, например, тренировочный костюм или часть его, допускается носить во время игры только с разрешения главного судьи.
2.17.2. Основные цвета рубашки, юбки или шорт, кроме рукавов и воротника рубашки, должны быть ясно отличимыми от цвета мяча, используемого в игре.
2.17.3. На игровой одежде могут быть: цифры или буквы на наспинной части рубашки, предназначенные для идентификации игрока, его региональной принадлежности или его клуба (в клубных матчах), а также рекламы, соответствующей требованиям п. 2.20.9; если на наспинной части рубашки написана фамилия игрока, она должно быть размещена непосредственно под воротником.
2.17.4. Любые номера, предусмотренные по требованию организаторов и предназначенные для идентификации игроков, размещают в приоритетном порядке перед любой рекламой в центре наспинной части рубашки; площадь номеров не должна быть более 600 см2.
2.17.5. Любая маркировка или окантовка спереди или сбоку игровой одежды, а также любые предметы, носимые игроком, например, украшения, не должны быть слишком яркими или блестящими, чтобы не ослеплять соперника.
2.17.6. На одежде не должно быть изображений или надписей, которые могут быть истолкованы в качестве оскорбительного выпада или подорвать репутацию игры.
2.17.7. Любые вопросы о законности или приемлемости игровой одежды решает главный судья.
2.17.8. Игроки одной команды, принимающие участие в командном матче, должны быть одеты одинаково, с возможным исключением в отношении носков, обуви и количества, размера, цвета и дизайна рекламы на одежде.
2.17.9. Игроки или пары-соперники должны выступать в рубашках достаточно различных цветов, для того чтобы зрители могли легко отличать их друг от друга.
2.17.10. Если игроки-соперники или команды-соперники, одетые одинаково, не могут решить вопрос о том, кому поменять цвет своей формы, ведущий судья принимает решение жребием.
2.18. Игровые условия
2.18.1. По стандартам ITTF игровое пространство должно быть прямоугольной формы не менее 14 м длиной, 7 м шириной и 5 м высотой, при этом четыре угла могут быть закрыты бортиками длиной не более 1,5 метра.
2.18.2. Следующее оборудование и принадлежности считаются частью каждой игровой площадки: стол с комплектом сетки, столы и стулья судей, счётчики, коробки для полотенец и мячей, напечатанные номера столов, бортики, покрытие пола, таблички с названиями ассоциаций, клубов или фамилиями игроков на бортиках или специальных подставках.
2.18.3. Игровое пространство должно быть огорожено бортиками высотой примерно 75 см, одного тёмного фонового цвета, отгораживающими игровое пространство от других игровых площадок и от зрителей.
2.18.4. Освещённость игровой поверхности должна быть равномерной и не менее 1500 люкс, а освещенность любой другой части игровой площадки должна быть как минимум 1000 люкс, если матчи транслируются по телевидению; в других обстоятельствах освещенность игровой поверхности должна быть равномерной и составлять не менее 800 люкс, а освещенность всей игровой площадки – как минимум 600 люкс.
2.18.5. Если используется несколько столов, уровень освещенности должен быть одинаковым на каждом из них, и уровень фонового освещения в игровом зале не должен превышать минимальный уровень в игровой зоне.
2.18.6. Источники света должны быть расположены не ниже 5 м от уровня пола.
2.18.7. Задний план в основном должен быть тёмным и не должен иметь ярких источников света, в том числе дневного, проходящего через не зашторенные окна и другие проемы.
2.18.8. Пол не должен быть светлого цвета или ярко блестящим. Поверхность пола не должна быть скользкой. В качестве материала для пола не допускаются: камень, бетон, кирпич или кафельная плитка. По мировым стандартам пол должен быть деревянным или покрытым рулонным синтетическим материалом качества и марки, лицензированными ITTF.
2.19. Инструментальная проверка ракетки
2.19.1. Каждый игрок несёт ответственность за то, что покрытие ракетки прикреплено к лопасти клеящими материалами, которые не содержат вредных летучих веществ.
2.19.2. На главных соревнованиях календаря общероссийской спортивной федерации (ОСФ) организуется Центр проверки ракеток (на чемпионатах, первенствах и кубках России)
2.19.2.1. Центр проверки ракеток осуществляет проверку ракеток в соответствии с политикой и процедурами, определяемыми Исполнительным комитетом по рекомендации Комитета по оборудованию ITTF и Комитета судей и рефери ITTF. Цель проверок – убедиться, что ракетка удовлетворяет предписаниям ITTF для таких параметров, как толщина покрывающего материала, плоскостность ракетки, наличие вредных или летучих веществ, и равномерность и непрерывность слоев.
2.19.2.2. Проверка ракеток обычно проводится перед матчем. Послематчевые проверки должны проводиться только в том случае, если ракетка не была предоставлена вовремя для предматчевой проверки или в случае, если проверка не могла быть выполнена до матча.
2.19.2.3. Ракетка, не выдержавшая проверку перед встречей, не может быть использована, но может быть заменена второй ракеткой, которая может быть протестирована до матча, если время позволяет, а если нет, то должна быть проверена после встречи. В случае если ракетка не выдержала выборочную проверку после встречи, игрок подвергается штрафным санкциям.
2.19.2.4. Игроку разрешается проводить добровольную проверку ракетки до встречи без каких-либо штрафных санкций при любом результате проверки.
2.19.3. Если в течение четырёх лет ракетка спортсмена не выдержала проверки в четвёртый раз, спортсмен имеет право завершить данное соревнование, но впоследствии Исполнительный комитет ОСФ отстраняет его от соревнований на срок 12 месяцев.
2.19.3.1. ОСФ обязана в письменном виде проинформировать игрока об отстранении от соревнований.
2.19.3.2. Отстраненный игрок может подать протест в спортивный арбитраж в течение 21 дня с момента получения извещения об отстранении; на время рассмотрения протеста отстранение игрока остаётся в силе.
2.19.4. Для прикрепления покрытия к лопасти ракетки должно быть выделено хорошо проветриваемое место. Жидкие клеящие материалы не должны использоваться где-либо еще на игровой арене. «Игровая арена» означает целиком тот спортивный объект, который отведён для проведения соревнования, включая все подсобные и служебные помещения, проходы и стоянку автотранспорта.
2.19.5. Если ракетка игрока не выдержала обязательной инструментальной проверки, к игроку применяются следующие штрафные санкции:
2.19.5.1. Ракетка не выдержала проверки на вредные летучие вещества (VOC):
− за первый случай «положительного» (т. е. указывающего на несоответствие Правилам) результата обязательной проверки, которая проводилась после встречи — поражение игроку во встрече;
− за второй случай положительного результата обязательной проверки (перед встречей или после встречи) — поражение игроку в личной встрече; поражение игроку во встречах командного матча;
− за третий случай положительного результата обязательной проверки (перед встречей или после встречи) — дисквалификация игрока до конца соревнований.
2.19.5.2. Ракетка не выдержала проверки по любому другому параметру (толщина покрывающего материала, плоскостность и матовость его поверхности и т. д.):
− за первый случай положительного результата обязательной проверки после встречи — поражение игроку в этой встрече;
− за второй случай положительного результата обязательной проверки (перед встречей или после встречи) — поражение игроку в личной встрече; поражение игроку во встречах командного матча;
− за третий случай положительного результата обязательной проверки (перед встречей или после встречи) — поражение игроку во встречах командного матча
− за четвёртый случай положительного результата обязательной проверки (перед встречей или после встречи) — дисквалификация игрока до конца соревнований.
2.19.5.3. Игрок не предоставил свою ракетку на обязательную проверку перед встречей: ракетка подлежит обязательной проверке после встречи.
2.19.5.4. Положительный результат обязательной проверки на вредные летучие вещества (VOC) приплюсовывается к другим видам положительных результатов обязательных проверок.
2.20. Реклама и маркировка
2.20.1. Рекламу следует размещать только на оборудовании или принадлежностях, перечисленных в п. 2.18.2, одежде игроков и судей и номерах игроков, и никакие специальные дополнительные экспозиции внутри игровой площадки недопустимы.
2.20.1.1. Реклама или маркировка внутри или рядом с игровой площадкой и на одежде игроков и судей и номерах игроков не должна иметь отношения к табачным изделиям, алкогольным напиткам, наркотикам или какой-либо нелегальной продукции, а также не должна иметь негативный характер, прямо или косвенно связанный с расовой, гендерной, религиозной или иной нетерпимостью или дискриминацией.
2.20.2. Флуоресцентные и люминесцентные цвета и блестящие покрытия не должны использоваться где-либо на игровой площадке, за исключением светодиодной и аналогичной световой рекламы на бортиках, расположенных вдоль боковых сторон игровой площадки, и фоновый цвет бортиков должен оставаться темным.
2.20.2.1. Реклама на бортиках не должна меняться во время встречи с темной на светлую и обратно.
2.20.2.2. Светодиоды и аналогичные устройства на бортиках не должны быть яркими настолько, чтобы мешать игрокам во время встречи, и не должны изменяться каким-либо образом, когда мяч в игре.
2.20.2.3. Светодиодная и аналогичная световая реклама не должна использоваться, пока не будет одобрена ITTF.
2.20.3. Надписи и символы на внутренних сторонах ограждений должны явно отличаться по цвету от используемого мяча при максимальной высоте в 40 см; для букв и символов не должно использоваться более двух различных цветов.
2.20.4. Разрешается использовать до 6 рекламных объявлений на полу игровой площадки: по 2 в каждом конце площадки, каждый площадью не более 5 м², и располагающемуся не ближе 3 м от бортиков, и по одному вдоль каждой боковой линии стола, площадью не более 2,5 м², и располагающемуся не ближе 1 м от бортиков. Они должны быть одного цвета, отличающегося от цвета мяча (если другие цвета не согласованы заранее с ОСФ), не должны существенно изменять сцепление с полом и должны состоять только из логотипа, товарного знака или иного изображения без фона.
2.20.5. На каждой боковой и торцевой сторонах каждой половины крышки стола может быть одна постоянная реклама производителя или поставщика (имя или логотип) и одна временная там же; все они не должны быть длиннее 60 см. Временные рекламные объявления должны быть чётко отделены от постоянной рекламы и не должны рекламировать других поставщиков оборудования для настольного тенниса.
2.20.6. При этом не допускается размещение рекламы, логотипа, названия стола или названия производителя или поставщика на ножках стола или шасси, если только поставщик или изготовитель не являются титульным спонсором соревнований.
2.20.7. На сетке может располагаться по два рекламных объявления с каждой боковой стороны стола, ясно отличимых по цвету от используемого мяча, и располагающихся ближе, чем 3 см от тесьмы, идущей вдоль верхнего края сетки. Реклама, размещенная внутри вертикального продолжения боковых сторон стола, должна быть одного темного цвета и содержать только логотип, товарный знак или иное изображение.
2.20.8. Реклама на судейских столиках и другой мебели, находящейся внутри игровой площадки, не должна занимать более 750 см2.
2.20.9. Реклама на одежде игроков должна быть ограничена:
2.20.9.1. обычной торговой маркой, символом или именем изготовителя, занимающими площадь до 24 см2;
2.20.9.2. не более чем шестью чётко отделёнными друг от друга рекламными объявлениями общей площадью до 600 см2 на передней или боковой стороне игровой рубашки, либо на рукаве; на передней стороне рубашки может быть размещено не более четырёх объявлений.
2.20.9.3. двумя объявлениями площадью до 400 см2 на спинке рубашки;
2.20.9.4. не более чем двумя рекламными объявлениями на игровых шортах или юбке общей площадью до 120 см2, расположенными только на передней и боковых сторонах шорт или юбки.
2.20.10. Реклама на номерах игроков должна занимать общую площадь не более 100 см2. Если номера не используются, на одежде игроков может быть размещена реклама спонсора соревнований площадью не более 100 см2.
2.20.11. Реклама на одежде судей не должна занимать площадь более 40 см2.