Михаил Булгаков и настольный теннис

Поищем связь писателя с настольным теннисом. Пожалуй, самое известное произведение Булгакова — это «Мастер и Маргарита». Уже само название говорит, что речь идёт о мастере спорта по настольному теннису. Ну хорошо, притянуто за уши.

Попытка номер два. Самый интересный персонаж романа — кот Бегемот! Вот несколько цитат от кота, который разбирается в игре:

История рассудит нас.

Да, сдаюсь, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!

Положение серьёзное, но отнюдь не безнадежное, — отозвался Бегемот, — больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение.

Я не могу играть стрелять, когда под руку говорят!

У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому (например, к ракетке соперника).

Что, опять не убедил, что роман про настольный теннис? Ладно, переходим к последнему аргументу. Цитирую отрывок из романа:

В течение года заведующий успел организовать кружок по изучению Лермонтова, шахматно-шашечный, пинг-понга и кружок верховой езды. К лету угрожал организацией кружка гребли на пресных водах и кружка альпинистов.

Вижу ваши снисходительные улыбки. Захожу с козырей. Собственно, ради этого материала и был создан этот пост.

Поклонникам писателя известен адрес Москва, Большая Садовая, 10. В этом месте находится музей-теарт Булгаковский дом. Здесь с 1921 по 1924 год жил М. А. Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа «Мастер и Маргарита».

На сайте музея есть отдельный рассказ об одной фотографии, которую я перепечатываю у себя в блоге.

Самый знаменитый снимок дома № 10 по Большой Садовой, сделал французский фотограф Уильям Кляйн в 1960 году. Он занимает 25-е место в списке самых влиятельных профессиональных фотографов мира. Уильям родился в Нью-Йорке в 1928 году, а с окончания Второй мировой войны живет в Париже. Уильям Кляйн известен в первую очередь как мастер экспрессивной уличной фотографии. В 1960 году Кляйн приехал в Москву и сделал серию ярких городских снимков, в том числе и известную фотографию во дворе дома № 10 по Большой Садовой. В кадр попали мальчики, которые играют в пинг-понг на деревянном столе. По воспоминаниям жителя квартиры № 7 Георгия Вартанова, этот стол сколотил местный дворник.

Несколько месяцев назад мы посетили фотостудию Уильяма Кляйна в Париже, где сотрудники Пьер-Луи Дэни и Тиффани Паскаль показали нам ранее никогда не публиковавшиеся негативы контрольного отпечатка. Теперь у Музея Булгакова не одна «парадная» фотография, сделанная Кляйном во дворе дома, а целая серия — раскадровка его работы, состоящая из 13 снимков. Видно, как фотограф менял ракурс, экспериментировал с солнечным лучом и выстраивал композицию кадра. Можно только догадываться, о чем Уильям Кляйн разговаривал с мальчиками, но ясно, что он попросил их развернуть стол для пинг-понга на 90 градусов. Кляйн выбрал две фотографии, а в альбом «Москва» 1964 года попал лишь один снимок — с мальчиком на первом плане, поднявшим руку. Потом фотограф вышел из двора, сделал пару снимков бабушек, опускающих письмо в почтовый ящик на Садовом, и дошел до Концертного зала имени П. И. Чайковского.

Кляйн рассказывал, что он совершенно случайно зашел в этот двор, где провел, скорее всего, не более получаса. Снял мальчиков за игрой в настольный теннис и пошел дальше по Садовому. Так появилась самая знаменитая фотография дома. Конечно, он ничего не знал про Булгакова и тем более Кончаловского. Конечно, его не могла заинтересовать архитектура дома. Главное здесь — московская детская повседневность, странная жизнь голого двора, самодельный теннисный стол, картузы на мальчиках и игра солнца на фоне сплошного остекления мастерских.

Фрагмент контрольного отпечатка фотосъемки во дворе. Уильям Кляйн выбрал фотографию по середине. На этой серии негативов можно увидеть, что происходило за секунду до знаменитого снимка и секунду после него.

Теперь убедились, что между Михаилом Булгаковым и настольным теннисом есть прямая связь?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.